ВЕСНИК Евгений Яковлевич

Народный артист СССР
ВЕСНИК Евгений Яковлевич
(1923–2009)
Народный артист СССР
Родился 15 января 1923 года в Петрограде. Отец – Весник Яков Ильич (1894–1937). Мать – Весник Евгения Эммануиловна. Супруга – Весник Нонна Гавриловна, инженер-экономист. Сыновья: Весник Евгений Евгеньевич, окончил экономический факультет МГУ, работает в сфере строительства; Весник Антон Евгеньевич, окончил Университет культуры. Дочь – Марина. Внуки: Филипп, Евгений.
Отец Евгения Яковлевича – Яков Ильич Весник, сын купца, рано примкнул к революционному движению, в 1905 году 11-летним подростком распространял листовки в родном Минске. Во время Первой мировой войны служил в звании ефрейтора, был ранен в Восточной Пруссии. После лечения слесарил на заводе «Айваз», где мастером цеха работал М.И. Калинин.
В 1917 году Яков Ильич вступил в РКП(б). В годы Гражданской войны – армейский комиссар первого ранга, член реввоенсовета 8-й, 5-й, 15-й и 11-й армий, награжден двумя орденами Красного Знамени. В 1921 году был тяжело ранен. В военном госпитале в Баку он познакомился со своей будущей супругой, медсестрой Евгенией Эммануиловной Кестранковой. Обрусевшая чешка, до Гражданской войны она училась в консерватории. После войны пела в опере, и лишь переход мужа на дипломатическую работу за рубежом прервал ее музыкальную карьеру.
Яков Ильич окончил Высшие инженерные курсы и стал одним из первых торгпредов Советской России в США, Швеции, Германии – начальником поставок техники и оборудования для строительства Днепрогэса, металлургических гигантов – Магнитки, Кузнецка, Криворожстали.
В трехлетнем возрасте Евгений Весник вместе с родителями совершил путешествие в США (Яков Ильич более двух лет работал там в должности заместителя начальника «Амторга»). Потом были «загранкомандировки» в Швецию, Германию. «Главное, что я уже тогда понял, – фашизм ужасен!» – вспоминает Евгений Яковлевич. В Германии он жил в пансионате для детей дипломатов под Берлином. Родители приезжали раз в неделю, рассказывали о бурных событиях, происходивших в столице Германии. Перед выборами на заборах, на стенах домов появились плакаты с разными номерами (для пропаганды, агитации и привлечения на свою сторону избирателей каждая партия имела свой номер). Избиратели же старались побольше сорвать плакатов с номерами противной им партии. Зная номера коммунистов и фашистов, Евгений, что было силы, срывал плакаты последних.
В 1932 году Якова Ильича назначили директором строительства Криворожского металлургического комбината (затем он стал первым директором комбината), в 1934 году его наградили орденом Ленина. Он был человеком, не признававшим никаких льгот и привилегий, фанатически преданным работе, с обостренным чувством справедливости. Он стеснялся надеть новый костюм, давал его поносить брату, а затем, уже поношенный, надевал сам. Автомобиль, выделенный ему наркомом для служебного пользования, посылал для перевозок больных рабочих, женщин, детей. На работу часто ездил на трамвае вместе с рабочими. Праздновал новоселья в бараках вместе с ними, знал почти всех по имени и отчеству.
Зная, что после дипломатической работы Якова Ильича ждет работа по восстановлению индустрии в России, Евгения Эммануиловна окончила в Германии курсы по птицеводству, чтобы быть полезной своей стране. По возвращении она заведовала небольшой птицефермой, помогала обеспечивать продуктами голодавших в 1933–1934 годах рабочих и инженеров завода. Помимо этого она стала инициатором всесоюзного движения жен инженерно-технических работников за улучшение быта трудящихся, за что была награждена в 1936 году орденом Трудового Красного Знамени.
В 1935 году в Кривом Роге гастролировал Днепропетровский драматический театр. Отцовский пропуск во Дворец труда, лежавший на видном месте, подарил 12-летнему Евгению Веснику первое знакомство с миром театра и открыл путь в профессию артиста. Все центральные роли в репертуаре театра играл В.В. Кенигсон, позже блиставший в Московском камерном театре, а затем и в Малом. Евгений подражал всему, что он делал на сцене. Для него Кенигсон был артистом идеальным. Так случилось, что через сорок с лишним лет он стал партнером Владимира Владимировича на сцене Малого театра, а позже и его режиссером (В.В. Кенигсон прекрасно играл Иудушку в постановке Е.Я. Весника «Господа Головлевы»).
Приобщали Евгения к искусству, развивали фантазию и образное мышление и домашние концерты, которые в свободные дни устраивала мать. В них принимали участие владевшие музыкальными инструментами и умевшие петь работники Криворожского завода. Евгений с упоением слушал классику, арии и дуэты из опер, рояль, скрипку, виолончель…
В июне 1937 года Яков Ильич уехал в Москву выручать своего арестованного заместителя. И не вернулся в Кривой Рог. Евгения Эммануиловна с сыном срочно выехали в Москву, где на Донской улице в доме № 42 у них была квартира. Искали отца, пытались обнаружить его следы. Тщетно…. Спустя годы выяснилось, что он был расстрелян в том же 1937 году. Из сохранившихся копий допросов следовало, что он остался до конца жизни таким, каким запомнил его сын: честным, неспособным на гадость, не предавшим никого из сослуживцев.
Евгению Эммануиловну арестовали в ноябре 1937 года. Последними ее словами, обращенными к сыну, были: «Запомни, Женя, родители твои честные люди, и что бы ни было, никому не удастся запятнать их имена!» Последующие девять лет Евгения Эммануиловна провела в Акмолинском лагере жен изменников родины (АЛЖИР). Позже, будучи лишена права жить в Москве, она девять лет преподавала музыку в Савелово и Кимрах.
Родители Е.Я. Весника были реабилитированы в 1957 году. Именем его отца названа улица в городе Кривой Рог, открыты мемориальные доски с именем Якова Весника, память о нем сохраняется в музеях завода «Айваз» и Криворожстроя.
Через два дня после того, как арестовали мать, пришли и за Евгением. От лагеря для детей врагов народа он спасся, на ходу выпрыгнув из грузовой машины НКВД. Ему удалось добраться до Харькова, где жил помощник его отца – юрист Ивони. Тот связался с Зинаидой Гавриловной Орджоникидзе (Весники были очень дружны с семьей Орджоникидзе), а она в свою очередь – с М.И. Калининым, под началом которого отец Евгения Весника еще до революции начинал слесарить на заводе «Айваз» в Петербурге.
Через несколько дней секретарь Председателя ВЦИК провел 14-летнего Евгения Весника вне очереди в кабинет всесоюзного старосты. Михаил Иванович спросил, есть ли у него родственники в Москве. Узнав, что есть, пожелал ему успехов в учебе, дал какие-то деньги, сказал, что его никто не тронет, пожал ему руку и велел отвезти его домой. По личному распоряжению М.И. Калинина сургучная печать на двери комнаты Евгения была сорвана, и он опять стал жить в своем доме. Началась полная неизвестности и тревог самостоятельная жизнь.
Оставшись один, Евгений Весник жил на то, что продавал вещи родителей. Позже он устроился подсобным рабочим на завод «Ниогаз». Немного помогали родственники, матери товарищей, учителя. Настоящим ангелом-хранителем стала для него учительница литературы Анна Дмитриевна Тютчева, правнучка великого поэта. Настоящая русская интеллигентка и истинная христианка, она была одинока, и все материнское, что было в ней от природы, все нерастраченное, все доброе, заложенное в сердце и душу Богом и благородным воспитанием, она щедро отдавала ученикам, и особенно тем, чья судьба складывалась тяжело или трагично. Именно она пригласила Евгения Весника в школьный драмкружок, где он сыграл свои первые роли: Тарталью в «Принцессе Турандот», Сатина в «На дне» и Народного артиста в пьесе Гусева «Слава». Поддержка А.Д. Тютчевой его артистических начинаний и ее совет поступать в театральное училище решили дальнейшую судьбу Евгения Весника, в которой она продолжала принимать самое живое участие. Каждую его работу в театре и кино, на радио и телевидении она рецензировала в подробных письмах.
В 1940 году Евгений Весник сдавал вступительные экзамены сразу в несколько театральных вузов: в Вахтанговское училище, во МХАТ, в ГИТИС и в Театральное училище имени Щепкина при Малом театре. В первые три сдавал для пробы сил: в Вахтанговском его забраковали «из-за отсутствия темперамента», в ГИТИС и во МХАТ прошел, но мечтал он о Малом театре. Там он имел шумный успех. Читая сцену из пьесы «На дне», перескакивал с одного стула на другой, в зависимости от того, за кого – Сатина или Барона – произносил текст, а в испанской басне «Флейта и Осел» реплики Флейты читал почему-то басом, а Осла – фальцетом под дружный хохот входивших в приемную комиссию корифеев сцены И.Я. Судакова, А.А. Остужева, В.Н. Пашенной, В.И. Цыганкова, В.Н. Рыжовой, А.А. Яблочкиной, Е.Д. Турчаниновой. Он был зачислен на курс, которым руководили И.Я. Судаков и Б.И. Вершилов.
В начале сентября 1941 года большинство студентов училища, в том числе и Евгений Весник, получив телогрейки, сапоги и лопаты, отбыли в товарных вагонах под Смоленск рыть противотанковые рвы. В начале октября пришло известие об эвакуации Малого театра, а вместе с ним и училища в Челябинск. Знакомые лица любимых актеров, участие в массовых сценах и спектаклях театра, начавшиеся занятия в училище – все это скрашивало полуголодную студенческую «балконную» жизнь. «Балконную» потому, что долгое время несколько студентов, в том числе и Весник, спали на балконе Челябинского драматического театра имени Цвиллинга.
В день первой годовщины начала войны, 22 июня 1942 года, Евгения Весника призвали в армию и зачислили курсантом в Смоленское артиллерийское училище, эвакуированное в уральский город Ирбит. В январе 1943 года в звании младшего лейтенанта в составе 1-й гвардейской артбригады резерва Главного командования он был направлен на Карельский фронт, участвовал в форсировании реки Свирь. Далее в составе 5-й гвардейской артиллерийской бригады 3-го Белорусского фронта воевал в Восточной Пруссии, пройдя путь от Кибартая до Пиллау, через Фишгаузен и Кёнигсберг. В годы войны награжден орденом Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу».
После победы Евгений Весник служил в военном городке Пери под Ленинградом. В апреле 1946 года он демобилизовался и вернулся в Щепкинское училище, на курс, которым руководил великий Алексей Денисович Дикий. «В творчестве, как и в жизни, самое главное – наблюдательность, поиск нового решения, труд над собой, – считает Евгений Яковлевич. – Высший класс педагогики – воспитание в ученике жажды поиска смелых самостоятельных решений». Именно таким педагогом стал для него А.Д. Дикий. Самобытный и гениально одаренный актер и человек, А.Д. Дикий мечтал об актере – мыслителе, аналитике, сорежиссере. Он никогда ничего не показывал ученикам, терпеливо объяснял, чего от них добивается, позволял с ним спорить, приводил к желанию самим показать, как, по их мнению, нужно сыграть то или иное место в спектакле. Он внимательно смотрел все их «опусы», поправлял незаметно, неназойливо и как бы в спорах с ними добивался от них желаемого, будил их наблюдательность и фантазию.
Щепкинское училище Евгений Весник окончил круглым отличником, лучшим студентом курса. Он уже играл небольшие роли в Малом театре. Дважды заполнял анкету для зачисления в штат этого театра и дважды получал отказ (как выяснилось потом, по причине неблагонадежности: ведь он «сын врага народа»).
В 1948 году Евгений Весник поступил в труппу Московского драматического театра имени К.С. Станиславского, где начинал с ролей стариков: Дона Педро в пьесе «С любовью не шутят» П. Кальдерона, дядюшки Рабурдэна в «Наследниках Рабурдэна» Э. Золя, Пэнкса в «Крошке Доррит» Ч. Диккенса. «Играть такие роли в 25–26 лет – это настоящий подарок, – считает актер. – Хочешь не хочешь, а уходить от своих данных необходимо, надо учиться “ремеслу” перевоплощения. Я убежден в том, что сыгранные роли стариков в начале моей карьеры во многом определили характер и стиль дальнейшего ее развития, когда наблюдательность и фиксация впечатлений стали играть решающую роль».
Параллельно Евгений Весник начал пробовать силы в режиссуре. В 1950 году состоялась его первая в Театре имени К.С. Станиславского режиссерская работа: постановка пьесы Г. Матвеева «Вспышка». В следующем году под художественно-педагогическим руководством А.Д. Дикого он поставил в театре пьесу М. Жежуры-Калиновского и Л. Устинова «Правда об его отце», которая рассказывала об усилиях послевоенной передовой немецкой молодежи в перевоспитании, а затем и привлечении на свою сторону фашиствовавших сверстников. Спектакль шел с большим успехом. В нем первые свои большие роли сыграли тогда еще молодые актеры Евгений Леонов и Евгений Шутов. Евгений Весник же сыграл целых четыре, и самых разнообразных, заменяя любого заболевшего коллегу, не будучи ни на одну из этих ролей назначенным.
Среди других ролей, сыгранных актером почти за семь сезонов на сцене Театра имени К.С. Станиславского: студент в пьесе «Две судьбы» Н. Хигеровича и Р. Зелеранского, конферансье Флюгель – «Жизнь начинается снова» В. Собко, Евгений Ситников – «Отцы и дети» И. Тургенева, колхозник Семен – «В тиши лесов» П. Нилина, Атаман Кропильников – «Семья Бугровых» А. Максимова, Фон Шратт – «Дни Турбиных» М. Булгакова. Театр имени К.С. Станиславского подарил ему общение с М.М. Яншиным, М.А. Светловым, И.О. Дунаевским, творческие контакты с Л. Гриценко, С. Лунгиным, Н. Дупаком, Б. Левинсоном, Б. Лифановым, Т. Гурко, Е. Леоновым, А. Головиным, Е. Шутовым, И. Падарьяном, Г. Колчицким, М. Стуловой, А. Роговиным, Л. Чёрной, братьями Б. и Н. Эрдманами, Б. Эриным и многими актерами.
С 1954 по 1963 год Евгений Весник – актер Московского театра сатиры, на сцене которого он дебютировал в роли Судьи в спектакле по пьесе Г. Филдинга «Судья в ловушке».
Евгений Весник долго и с успехом играл Остапа Бендера в спектаклях Театра сатиры по романам И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» – и это был первый Остап Бендер на советской сцене. Будучи противником комедийных трактовок этого образа, Евгений Весник считает, что «ничего не сделавши в жизни, этот талантливый человек – скорее образ трагикомический». Таким он и получился в исполнении актера. Насколько он был обаятелен, те, кто не видел спектакля, вполне могут судить по другому не менее симпатичному авантюристу, кладоискателю Богдану Сусику из кинофильма «Трембита» (1968). Всего на сцене Театра сатиры Евгений Весник сыграл около 20 ролей. Среди них – Яшка («Чужой рёбенок» В. Шкваркина), Воробьянинов («Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова), Полотэн («Только правда» П. Сартра), Корреспондент («Обнаженная со скрипкой» Н. Кауарда), Руденко («Яблоко раздора» А. Бирюкова), Инженер («Слепое счастье» А. Штейна и А. Кузнецова), Присыпкин («Клоп» В. Маяковского), Англичанин, Иван Иванович («Баня», В. Маяковского), Француз («Мистерия-буфф» В. Маяковского), Поэт («Квадратура круга» В. Катаева) и другие. Его партнерами по сцене были блестящие актеры Георгий Менглет, Владимир Лепко, Анатолий Папанов, Татьяна Пельтцер, Ольга Аросева.
В 1954–1955 годах Евгений Весник участвовал в постановках Московского театра эстрады – театральном обозрении «Его день рождения» и спектакле «Синяя птичка», исполнив в каждом из них по несколько ролей. В 1950-е годы как режиссер он поставил спектакль «Происшествие на перекрёстке» Е. Зубкова в Молодежном театре Москонцерта (1955), эстрадное представление «Тополя-тополя» в Волгоградской филармонии (1959) и «Три первых программы» в Московском театре миниатюр (1959–1961).
В 1963 году Евгений Весник гастролировал с труппой Театра сатиры в Париже. В рамках фестиваля «Театральная весна» на сцене театра Сары Бернар были показаны «Клоп», «Баня» и «Яблоко раздора», в которых Весник исполнял главные роли. Все спектакли, особенно «Клоп», шли с огромным успехом, заслужили лестные отзывы и рецензии в самых разных газетах.
В Театре сатиры как режиссер Евгений Весник поставил спектакли: «Памятник себе» С. Михалкова (1960, совместно с В. Плучеком), «Проделки Скапена» Ж.Б. Мольера (1961), «Чудеса в гостиной» Г. Лоусена (1963).
В 1963 году уже сложившимся артистом с именем Евгений Весник был приглашен в коллектив Государственного академического Малого театра. В этом театре, актером и режиссером которого он являлся почти три десятилетия, по выражению самого Евгения Яковлевича, он прожил интересную творческую жизнь, заслужил высокое звание народного артиста СССР.
Всего за годы творческой деятельности Евгений Яковлевич сыграл более 140 театральных ролей, из них более 30 – в Малом театре: Консул (1964, «Украли консула» Г. Мдивани), Козырев (1964, «Главная роль» С. Алёшина), Бумюллер (1965, «Герои Фатерланда» Л. Кручковского), Городничий (1966, «Ревизор» Н.В. Гоголя), Алексей (1967, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского), Голоногов (1967, «Сын» А. Софронова), Антонио (1967, «Джон Рид» Е. Симонова), Касьян Петрович (1968, «Мои друзья» А. Корнейчука), Марко Крумов (1969, «Золотое руно» А. Гуляшки), Зуев (1970, «Человек и глобус» В. Лаврентьева), Хрипушин (1970, «Растеряева улица» по Г. Успенскому), Сганарель (1971, «Каменный хозяин» Л. Украинки), Желтухин (1973, «Касатка» А. Толстого), Бызин (1974, «Самый последний день» Б. Васильева), Прокурор Стршела (1974, «Одиннадцатая заповедь» Ф. Шемберка), Луп-Клешнин (1974, «Царь Фёдор Иоаннович» А. Толстого), Шнейдер (1975, «Вечерний свет» А. Арбузова), Расплюев (1977, «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина), Степан Владимирович Головлев (1977, «Господа Головлёвы» М. Салтыкова-Щедрина), Басов (1977, «Дачники» М. Горького), Антуан (1979, «Мамуре» Ж. Сармана), Ленбах (1979, «Агония» М. Крлежа), Крячко (1982, «Дикий Ангел» А. Коломийца), Городничий (1982, «Ревизор» Н. Гоголя), Забабурин (1985, «Из новостей этого дня» Г. Маркова, Э. Шима), Монфлери (1986, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана), Дудник (1986, «Иван» А. Кудрявцева), Стишов (1987, «Игра» Ю. Бондарева), Орловский (1990, «Леший» А. Чехова).
Одним из самых значительных персонажей в творчестве актера стал Городничий в «Ревизоре» Н. Гоголя. 22 года он выходил в этой роли на сцену Малого театра сначала в постановке Игоря Владимировича Ильинского, а затем и в своей собственной режиссерской версии, созданной совместно с Ю. Соломиным.
В 1980-е годы в Московском театре «Сфера» Евгений Весник сыграл Ивана Васильевича в «Театральном романе» М. Булгакова и роль в спектакле «Письма к незнакомке» по произведениям А. Моруа и А. Моравия, в Московском театре имени Моссовета – роль Шнейдера в «Вечернем свете» А. Арбузова.
За период работы в Малом театре Е.Я. Весник поставил на его сцене спектакли: «Мои друзья» А. Корнейчука (1968, совместно с Е. Симоновым), «Господа Головлевы» М. Салтыкова-Щедрина (1976, совместно с А.С. Юнниковым), «Проделки Скапена» Ж.Б. Мольера (1977), «Ревизор» Н. Гоголя (1982, совместно с Ю. Соломиным), «Из новостей этого дня» Г. Маркова и Э. Шима (1985), «Рембрандт» Д. Кедрина (1989). Как режиссер Евгений Яковлевич в этот период работал и в других театрах страны: в Московском театре имени Ленинского комсомола осуществил постановку спектакля «Дождь – хорошая погода» М. Шатерниковой (1969), в Витебском академическом театре имени Якуба Колоса поставил «Касатку» А. Толстого (1990), а в Криворожском музыкально-драматическом театре имени Тараса Шевченко – «Школу налогоплательщиков» П. Бера (1995) и спектакль о судьбе своих родителей «Чистка» по пьесе В. Козака.
В 1992 году Е.Я. Весник покинул Малый театр. «Я поступил в Малый театр, когда там играли Пров Михайлович Садовский, Варвара Николаевна Рыжова, Евдокия Дмитриевна Турчанинова. Я горжусь тем, что был партнером Елены Николаевны Гоголевой в ее последнем спектакле “Мамуре”. Когда “старики” ушли, ушла моя влюбленность в этот театр», – говорит Евгений Яковлевич.
В кино Е.Я. Весник дебютировал в 1955 году в фильме Юлия Райзмана «Урок жизни». В 1960-е–1970-е годы актер снимался особенно много, в том числе в таких этапных для советского кинематографа фильмах, как «Угрюм-река» (1969), «Офицеры» (1971), «Тема» (1979). Но неудивительно, что зритель в первую очередь вспоминает совсем другие его роли: комического учителя математики из «Приключений Электроника» (1979) или нелепого и трогательного подвыпившего белого офицера из «Новых приключений неуловимых» (1968). В кинематографе Весник выбрал самую идеологически нейтральную и честную нишу – «фильмы для детей и юношества» и именно в ней занял свое место. Всего актер сыграл в кино более 90 ролей, как правило, второго плана, но эти роли всегда были яркими. Помимо уже упомянутых среди фильмов с его участием также «Старик Хоттабыч» (1956), «Отелло» (1956), «Проделки Скапена» (1957), «Обыкновенно чудо» (1964), «Кола Брюньон» (1964), «Свет далекой звезды» (1965), «Пиквикский клуб» (1966), «Семь стариков и одна девушка» (1968), «Трембита» (1968), «Вас вызывает Таймыр» (1970), «Приключения жёлтого чемоданчика» (1970), «По улице комод водили...» (1979), «Летучая мышь» (1979), «Пора красных яблок» (1981), «Вольный ветер» (1983), «Единожды солгав» (1987) и многие другие.
В 1990-е годы, когда детское кино в России фактически исчезло, Е.Я. Весник снимался мало. Его работы тех лет: «Шапка» (1990), «Действуй, Маня!» (1991), «Мастер и Маргарита» (1994), «Ширли-мырли» (1995), «На Дерибасовской хорошая погода» (1996) – фильмы, близкие еще одному дару актера – сатирическому. Евгений Весник дублировал около 300 зарубежных картин, озвучил несколько десятков мультфильмов, писал сценарии.
Евгений Весник – признанный мастер эпизода и перевоплощения. По мнению актера, «деталь часто определяет успех роли, именно она, а не длительные, утомляющие разглагольствования». Одних походок у него в арсенале – десятки. Когда, к примеру, к нему обратился Николай Гриценко с просьбой помочь выбрать походку для Каренина, Весник предложил ему «иноходца»: это когда одновременно выступают вперед левая нога и левая рука, затем правая нога и правая рука... Эту походку Весник подсмотрел у композитора С. Прокофьева. После съемок Гриценко позвонил Веснику, поблагодарил и признался, что едва он начинал идти «иноходью», как мгновенно и легко настраивался на роль, что очень важно для всякого артиста. А когда в 1979 году Евгений Весник был приглашен на роль Учителя математики в фантастический фильм «Приключения Электроника», некоторые характерные черты, например манеру разговаривать немного в нос, он взял от Маршака, походку – у знакомого врача. Получился очень симпатичный и смешной человек. Настолько симпатичный, что вскоре после выхода фильма на экраны Весник получил письмо от учащихся одной школы с просьбой преподавать у них математику.
С середины 1950-х годов Е.Я. Весник работает на радио как актер, режиссер и автор инсценировок («Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» по И. Ильфу и Е. Петрову, «Господа Головлёвы» по М. Салтыкову-Щедрину, «Айвенго» по В. Скотту, «Тартарен из Тараскона» по А. Доде и др.), ведет на радио авторскую программу «Дарю, что помню». Актер много выступал на эстраде, в том числе в дуэте с Геннадием Дудником. Он – блестящий рассказчик, стоящий в одном ряду с такими мастерами, как Зиновий Гердт и Ираклий Андроников.
Евгений Яковлевич – автор 12 книг, среди которых «Абракадабры», «Врать не буду…», «Задушевные беседы со снежным человеком», «Смешно – куда ни глянь!», «Курьёзы», мемуары «Дарю, что помню», выдержавшие несколько переизданий, и другие. «Я ушел со сцены, но не прекратил быть режиссером и актером, – говорит Евгений Весник. – Свои книги я пишу как театральный человек: мысленно я их ставлю, ищу фразу, коду, финал».
Е.Я. Весник – народный артист СССР (1989), лауреат литературной премии «Венец» (2003), радиопремии «Золотой микрофон», член Союза кинематографистов, Союза театральных деятелей, Союза писателей. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, Дружбы народов, двумя медалями «За отвагу», общественными наградами – орденом «За вклад в Победу» и орденом Святого Александра Невского «За труды и Отечество».
Евгений Яковлевич увлекался литературой, собрал огромную библиотеку; его любимые авторы – А.С. Пушкин, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Гомер, Д. Голсуорси,
И. Стоун, И.В. Гёте, М. Монтень. Был заядлым рыбаком и шахматистом.
Скончался 10 апреля 2009 года в Москве.